Страна Инония

 

Это удивительно красиво: японские миниатюры и похожие на фарфоровых куколок актеры. Свет, костюмы, декорации — все погружало в далекую и непонятную нам культуру. Тонкий веер в руках раскосой девушки, суровые самураи, краснолицый хохочущий шут… А где-то за сценой — хрустальные колокольчики, подчеркивающие нереальность происходящего. Зрители хлопали так, что чуть ладони не стерли. И когда спектакль закончился, ведущая вдруг объявила: «Перед вами выступали необычные актеры. Театр «Кабуки» состоит из пациентов психо-неврологического интерната № 7. Все они страдают синдромом Дауна».

 

Невероятно! Всю жизнь нам вбивали в головы, что «даунята» ничего не умеют. Коробку-то склеить — и то проблемы. А оказалось — эти люди блестящие актеры, с пониманием стиля, своим вкусом, тонкими эмоциями и чудесной пластикой. Мало кто знает, что в нашумевшем фильме «Амели» роль продавца овощей играл актер, страдающий тем же самым заболеванием. Это не мешает ему быть в обойме самых популярных и высоко оплачиваемых «звезд» кино. У нас в России на «даунят» махнули рукой. Какой там театр? Слава богу, хоть в интернатах содержат…

Августа Бобровничая, педагог, автор «Кабуки» и «мама» всех актеров встретила нас за кулисами. Ребята разгримировывались. Отмытые лица говорили о том, что они действительно больны. Но каким счастьем сияли глаза! «Они очень хорошо понимают, что нужны людям, и от этого жизнь становится наполненной», — улыбнулась Августа.

Нас представили друг другу. Маша, Вася, Миша, Саша, Дима и Костя сразу же выразили свой восторг по поводу нового знакомства. По очереди обняли и поцеловали меня. «Они очень добрые и открытые, только люди почему-то отвергают эту любовь…». Августа называет своих актеров «дети», хотя на самом деле им от 25 до 40 лет. Кстати, собрать труппу было делом нелегким. Во-первых, потому что не каждый жилец интерната находит в себе смелость придти в театр, во-вторых, потому что не все родители этих «детей» понимают, как это им нужно.

Зато потом, увидев чадо на сцене, щелкают фотоаппаратами и умирают от гордости. Почти у всех «даунят» из интерната есть близкие. Но не все хотят возиться с таким больным дома. Лишь Вася («звезда» женских ролей) — сирота. Вернее, его родня жива, но никто не знает, где она. У него сногсшибательно получается образ лукавой наперсницы. Хихикает и строит глазки Вася так, что любой профессиональный актер позавидует.

«А наша Маша играет себя, она и в жизни такая популярная», — с этим наблюдением Августы трудно поспорить. Потому что единственная «девочка» в театре стала объектом поклонения. В гримерке все ребята оказывали ей знаки внимания. Да и в интернате — ухаживают, влюбляются. Как ни странно, женский пол при наборе в театральную студию оказался менее способным к перевоплощению. Вот только у Маши и нашелся талант.

Впрочем, Августа Бобровничая готова работать с каждым, кто пожелает. «Тут главное, грамотно подобрать материал», — оптимистично настроена педагог. Материал у театра «Кабуки» не простой. Если учесть, что необычные актеры способны говорить лишь отдельные междометья и слова, то живая картинка выстраивается так, чтобы был простор для проявления эмоций. И тогда — происходящее понятно зрителям без перевода.

Репетируют актеры по полтора часа. Так же, как и в обычных студиях. Есть упражнения на мимику лица, выразительность текста, есть танцы под музыку. Конечно, «дети» в силу своих особенностей, быстрее все забывают. Зато если уж им что-то понравилось, готовы повторять фразу или движение до бесконечности. «Покажи мне радость», — и Вася расплывается в широченной улыбке. Эту сценку мы подсмотрели перед спектаклем, когда шли последние минуты репетиции.

Жаль, что Августа с недавних пор живет в Москве, и поэтому реже появляется в интернате. Для того, чтобы поставить этот спектакль, она взяла на основной работе отпуск и целый месяц моталась в Питер. Теперь в ее планах — новое творение. Уже розданы роли и нарисованы костюмы. Режиссер и педагог дружит с интернатом № 7 с 1996 года, за это время ребята здорово изменились. Разумеется, в лучшую сторону. Стали общительнее, открытей. Секрет режиссера: на репетициях ребята только поощряются. Кричать и ругаться на них нельзя, иначе тут же уходят в себя.

Между прочим, постановками спектаклей арт-терапия не ограничивается. «Даунят» водят в церковь и Эрмитаж. На своем необычном языке они выучили Евангелие. В общем, живут полной жизнью. Они так чувствуют искусство, служители музея, проводящие экскурсии, не перестают удивляться. Правда, и без казусов не обходится. Про красавицу-Данаю один из ребят сказал: «Мама напилась и лежит».

«Кабуки» — единственный театр подобного рода в России. Отдельные педагоги и раньше делали попытки ставить драматические спектакли с больными синдромом Дауна. Но затея сыграть Гоголя у одного известного московского режиссера провалилась. На фестивале «Про-театр» в Москве питерская труппа получила 1 место и кучу восторженных отзывов. Жаль только, что спонсора для ребят не нашлось. А потому на многие приглашения выступить в других городах Августа отвечает отказом. Ведь для того, что вывезти свой коллектив на гастроли, нужно не только купить билеты, но и взять с собой врачей из интерната, реквизит, декорации.

…Ребята очень трогательно заботятся друг о друге. Поддерживают под руки, помогают одеваться, угощают. За годы игры в театре они так сплотились, что чувствуют себя единым целым. Во время поездки в Москву на фестиваль они получили массу новых впечатлений. И на удивление быстро научились пользоваться ножом и вилкой в ресторане. На второй день обедали как заправские аристократы. Интересно смотреть, как они загружались в автобус после спектакля. Каждый из «мальчиков» стремился помочь на ступеньках Маше и августе.

«Наша самая большая мечта — выступать регулярно. И чтобы у нас был свой театр», — на прощанье призналась Августа. Пока хождения по инстанциям и попытки «пробить» финансы на это благое дело ничего не дали. Может, и хорошо, что ребята из театра «Кабуки» живут в своем мире? Не понимают они, что «взрослым» и здоровым людям совсем нет дела до их таланта и их маленьких радостей. Иначе жизнь показалась бы больным невыносимой, а то, что они делают, — ненужным.

 

Наталья Черных,

Фото Михаила Спицына

Hosted by uCoz