Старая сказка о главном

 

«Новогодние приключения Маши и Вити» четверть века спустя

 

«Новогодние приключения Маши и Вити» вышли на телеэкран в декабре 1975 года. Это была настоящая культурная революция. Баба Яга в мини, кот-злодей в модных джинсах и рок-музыка, исполняемая ансамблем «Дикие гитары». Половина мальчиков Советского Союза влюбилась в блондинку с косичками Машу, девочки вздыхали о серьезном очкарике Вите и писали ему письма. А мамы, сидя у «голубых экранов», запоминали движения современных танцев и срисовывали фасоны костюмов.

Прошла четверть века. «Новогодние приключения» не устарели. Их также сморят всей семьей, потому что выросло на сказке, снятой Игорем Усовым, не одно поколение. На серебряный юбилей фильма съемочная бригада уже не смогла собраться в полном составе. Кого-то нет в живых, кто-то обосновался в другом городе, кто-то «застрял» по семейным обстоятельствам. Вите и Маше уже за тридцать. У них растут дети. Но для тысяч разновозрастных телезрителей они так и останутся мальчиком и девочкой, побеждающими зло. Накануне Нового года «МК» в Питере» встретился с теми, кто участвовал в съемках, и узнал, как сложились их дальнейшие судьбы.

 

Материал подготовила Наталья ЧЕРНЫХ

Фото Валерия МИШАКОВА

и из архива Лидии ДУХНИЦКОЙ

 

Юрий Нахратов (Витя)

 

На днях отметил свой тридцать пятый день рождения. Актером не стал. Хотя его детские роли предвещали блестящую карьеру. На «Ленфильм» Юру за ручку привела мама. Шел очередной набор «ребят с улицы». Юра попал в число счастливцев. А дальше — все закрутилось само собой. Он сыграл несколько эпизодов, в том числе и в фильме «Плохой хороший человек». После «Денискиных рассказов» Юру заметили.

Во втором классе на отличника и примерного сына свалилась главная роль в сказке. Для него это было чудом, тем более, что по счастливому стечению обстоятельств Машу играла Наташка Симонова, давняя знакомая Юры. Они подружились еще в Павловске, где Юра отдыхал с семьей. Кстати, семья Нахратовых никакого отношения к кино не имела. Папа Юрия всю жизнь проработал инженером, мама — секретарем.

Круглосуточная занятость Юры на съемках мало влияла на его успеваемость. Хотя он часто пропускал уроки, но наверстывал все самостоятельно. А так как учился мальчик в английской спецшколе, по главному предмету его взялись подтягивать члены съемочной группы.

Одноклассники и учителя Юрой очень гордились. Но даже после выхода картины девчоночья любовь маленькому щуплому очкарику не «засветила». Дружил противоположный пол с ним охотно, а вот портфель таскать не позволял. Между прочим, у Нахратова было хорошее зрение до «Новогодних приключений». Очки поначалу ему подобрали с «нулевкой», лишь для солидности. Во время съемок от постоянно слепящих ламп глаза мальчишки стали уставать. К концу съемочного года очки понадобились настоящие. С тех пор Юра близорук, из-за этого у него были проблемы с получением автомобильных прав.

Юра вспоминает, что текст они с Наташей учили прямо по ходу действия и что каждый из взрослых старался помочь им советом, приободрить. Снимали маленькими кусочками, так что запомнить фразы героев ребятам было несложно. А вот песенку пришлось озвучивать профессионалам. У Маши и Вити она не очень-то получилась.

В декорациях Юра с Наташей часто играли. «Весь этот год мы жили в сказке, и не могли себе представить, что она когда-нибудь кончится», — признался повзрослевший «актер». Он говорит, что видел даже Элизабет Тейлор, снимавшуюся в соседнем павильоне. Теперь уже трудно вспомнить, о чем знаменитая дива говорила с детьми... Грим, костюмы, обеды из ленфильмовской столовой — все это казалось ребятам верхом счастья. Но сказка все же закончилась. На деньги, накопленные за год съемок, мама с Юрой поехали в Москву и накупили себе кучу нужных вещей. После выхода фильма на экран про мальчика забыли. Некоторое время он озвучивал детские ленты, но потом махнул на кино рукой.

«Иногда мне жаль, что я не стал актером», — улыбнулся взрослый Юра в ответ на наши настойчивые расспросы. Но на самом деле он даже не стремился поступить в театральное училище. Как и его герой Витя, парень оказался прирожденным технарем. После школы он окончил Физтех, стал инженером- электромехаником. Сейчас работает менеджером в компьютерной фирме. Над его рабочим местом красуется диплом корпорации «Microsoft», свидетельствующий о высоком профессиональном уровне его обладателя.

Юрий женат уже 10 лет, у него подрастает сын Тимур. В истории завоевания будущей жены «Новогодние приключения» сыграли не последнюю роль. Когда дама сердца узнала, что ее кавалер — тот самый мальчик из любимой сказки, то просто остолбенела. Пятилетний Тимур Нахратов уже дважды видел фильм с папой в главной роли. Сначала ничего не понял, а теперь поверил и удивляется. Мама Юрия давно умерла, его семья живет в скромной двухкомнатной квартирке вместе с Нахратовым-старшим на окраине Петербурга. С Наташей Юра не встречался несколько лет, с тех пор, как они вместе были на годовщине смерти режиссера Игоря Усова. Когда мы предложили ему новый телефон партнерши по сказке, Юра от него отказался. «А зачем ей звонить? У каждого теперь своя жизнь».

 

Маша (Наталья Симонова)

 

«У меня не было папы, вместо него меня воспитывал Игорь Владимирович», — первое, что сказала нам главная героиня сказки Наташа Симонова. Режиссер Игорь Усов действительно до последнего дня своей жизни поддерживал отношения с воспитанницей. Познакомились они, когда Наташе было шесть с половиной лет. Мама привела ее на «Ленфильм» по объявлению на радио.

Девочки в сказку требовались музыкальные. Конкурс был огромный. Наташа не училась в музыкальной школе, но была бойкой, так как большую часть своего свободного времени проводила во дворе. Она очень удивила комиссию. Попросили спеть — затянула то, что слышала от старших друзей: «Стою на остановочке, в кармане пол-литровочка...» Режиссер рассмеялся, попросил еще что-нибудь. «Шаланды, полные кефали...», — что есть мочи продолжила Наташа. Потом ее заставили танцевать. «Я одна не могу, — кокетливо улыбнулась девочка Усову, — только с Вами». Это и покорило его сердце.

Мама сильно удивилась, когда Наташу взяли в картину. Она знала дочь с другой стороны. На елках в Ленинградском университете (Симонова-старшая преподавала философию) дочь вела себя тише воды ниже травы. А если ее выталкивали в круг танцевать, краснела, как рак. Это стеснение быстро прошло на съемках, Наташа чувствовала себя в кадре, как рыба в воде.

На «Ленфильм» ее водили бабушка с дедушкой. Маме было некогда — защищала диссертацию. Наташа была любимицей всех актеров. Она ежедневно получала конфеты, фрукты и мелкие подарки. Особенно трепетно относились к Маше Леший (Георгий Штиль) и Кощей Бессмертный (Николай Боярский). Кощей в перерывах сажал девочку на колени и рассказывал ей сказки. Леший частенько танцевал с ней. Выросшая Маша до сих пор поддерживает отношения с актерами, которые были рядом с ней в картине, поздравляет их с Новым годом и днями рождения, навещает.

Самым ярким воспоминанием для Наташи стали два чудесных платья, которые сшили специально для съемок. Когда фильм был закончен, «костюмы» ей подарили. Теперь их примеряет на себя ее старшая дочка. Еще Наташе очень нравилось, что ее, как взрослую, пудрили и подкрашивали. На честно заработанные за фильм деньги она, любящая дочь, отвезла маму на курорт в Болгарию.

Фильм вышел на экраны, Наташа пошла в первый класс. На нее свалилась колоссальная популярность. Узнают Машу из сказки и до сих пор. Недавно в магазине подошла женщина и сказала: «Я вас в кино видела!». А в 1975 с девчонкой с косичками мечтали сидеть за одной партой все мальчишки класса. На ее имя пачками приходили письма в передачу «В гостях у сказки». «Я всю жизнь тебя люблю, знал бы что встречу — не женился», — как-то признался Наташе коллега по работе. После школы Наташа поступила в ЛГИТМиК, на курс Куницына. Однако, проучившись год, поняла, что актриса — не ее призвание.

Школьные впечатления (Наташа снялась после «Новогодних приключений» еще в нескольких фильмах, даже играла Аду Роговцеву в детстве) оказались слишком радужными. К суровой же реальности: закулисью, интригам, постоянным перевоплощениям, она не была готова. Поступила в университет, на философский, как мама. И не жалеет, потому что именно там познакомилась со своим будущим мужем, с которым живет вот уже 8 лет.

Сейчас тридцатитрехлетняя Наташа не работает, так как недавно родила вторую дочку — Полину. Старшей дочке Настеньке уже 7 лет. Наташа счастлива в семейной жизни и полностью растворилась в детях. Настенька «очень воображает», потому что похожа на Машу из фильма. Она почти вундеркинд — ходит на музыку, в разные кружки и секции. Все ребята из ее класса видели «Новогодние приключения Маши и Вити». Повзрослевшая Маша призналась, что старается воспитывать чадо на добрых русских сказках. И, конечно же, на нашей советской киноклассике. Узнав, что у нас есть телефон Вити (Юры Нахратова), тут же записала его. Обещала позвонить ему, поздравить с Новым годом.

 

Михаил Боярский (дикий кот Матвей)

 

— Этот фильм был для меня одним из первых. Атмосфера на съемках —почти семейная. Играли-то все «свои». Однокурсница Валя Кособуцкая, лучший друг моего брата Жорка Штиль, мой дядя Николай Боярский... С Гладковым мы тоже дружили. Так что съемки шли увлекательно. Тем более, что нам приходилось играть хулиганов со всеми вытекающими последствиями. Была рок-музыка, шутки, трюки, симпатичные дети. Грим, правда, приходилось делать долго. Но гример попалась очень талантливая. С Беллой я дружу по сей день, она меня так преображала, что на съемках я чувствовал себя «диким котом Матвеем», прямо по сценарию. А джинсы в кадре были мои собственные, изрядно рваные. У нас только верхняя часть костюмов взята с «Ленфильма», а остальное (так как сказка-то современная) — импровизация. На съемках произошел дико комичный случай. В один из дней, когда работа подходила к концу, я должен был стрелять в Витю яблоком из рогатки. Камера стояла от меня на расстоянии 10 метров, все уже устали, но эпизод стоически решили доснять. Я посмотрел на яблоко, на резинку и резонно спросил: «А в какую сторону стрелять?». Рогатка была дурацкая, бутафорская, держалась на соплях, а яблоко достаточно тяжелое. «Стреляй в сторону камеры», — скомандовал оператор. Думаю, потом он очень пожалел о своем решении. Я выстрелил как Робин Гуд и попал... точно в объектив. Голова оператора отлетела от оптики, он с удивлением присвистнул и тихо сказал: «Съемка окончена». Мы разбили очень дорогой, японский объектив. И все потом долго думали, как это выставить производственной потерей, чтобы с меня не высчитали денег. Когда этот эпизод переснимали, я стрелял в сторону. А лучше всего, по-моему, получилась музыка к сказке. Геня Гладков был очень доволен, а мне тогда не понравилось. Каково же было мое удивление, когда эти песни стали популярными. До сих пор на вечерах заставляют петь «арию» кота Матвея, а дети смотрят этот фильм каждый Новый год — и не надоедает же!

 

Георгий Штиль (Леший)

 

— Когда мне предложили роль Лешего, очень обрадовался. До этого я уже снимался в нескольких фильмах Игоря Усова, опыт игры сказочных героев у меня тоже был. На телевидении я перевоплощался и в Водяного, и в прочую нечисть. И Мишку Боярского в картину пристроил я. Поначалу-то в роли кота Матвея должен был сниматься известный комик Смирнов (ну помните, он еще в «Приключениях Шурика» играл, мощный такой?). В последний момент Смирнов заупрямился, не захотел играть кота. А я Усову говорю: «У моего друга Саши Боярского брат есть! Ты его возьми. Он на кота очень похож — черные усы. И музыкант вроде неплохой». А когда я детей увидел, Юру с Наташей, так вообще обомлел. Такие они были хорошенькие и сообразительные! Они, по-моему, верили во все происходящее всерьез. Меня звали «дядя Леший». Мне с ними было очень легко репетировать. За съемочный день я получал 16 рублей 50 копеек и параллельно работал в родном БДТ. Все мои фильмы (а их 153 штуки) снимались без отрыва от «производства», то есть театра.

После премьеры на меня обрушилась детская любовь. Узнавали в метро, на улицах. «Мама, смотри, Леший идет», — слышалось со всех сторон. Меня постоянно просили выступить в этой роли на вечерах. С ужасом вспоминаю, как во время съемки одного трюка (когда Леший должен был загораться) меня долбануло током... Мишка все время на гитаре бренчал... Шутки, анекдоты, чаепития... Кстати, фильм «Новогодние приключения Маши и Вити» в своем роде шедевр. В нем же практически нет натурных съемок. И печка, и яблоня, и елка, — все было в павильоне, сплошь декорации. Окончание фильма мы отметили банкетом, а потом встречались все вместе только раз — на десятилетие картины. Когда я первый раз посмотрел эту сказку, то пришел в восторг. Я могу ее хоть каждый день смотреть.

 

Валентина Кособуцкая (Баба Яга)

 

— Я думаю, что в каждом мужчине есть Кощей Бессмертный, а в каждой женщине — Баба Яга. А уж Кощея Николай Боярский сыграл ослепительно. Я в него чуть не влюбилась, так мне нравился этот образ. Непременным условием было, чтоб песни мы исполняли сами. Приезжал Гладков, это была не работа, а просто удовольствие. Мой образ вырисовывался постепенно. Мне прилепили длинный нос, замазали черным зуб, нашли рваненькие перчаточки. Получилась щербатая Бабка Ежка. А парик, в котором я снималась, после фильма подарили. Я его еще долго на елках использовала. И до сих пор иногда надеваю. Мне почему-то все говорят, что в «Новогодних приключениях» получилась очаровательная Баба Яга. Особенно после своего преображения: она женственная, в мини-юбке, с бигуди в волосах. Мне кажется, что она в принципе хорошая... Но вот съемочная группа считала по-другому. Потому что как только я заходила в павильон, начинались какие-то мистические пакости. Например, мог свет ни с того, ни с сего погаснуть. Или однажды на меня упала сверху лампа и чуть не убила. А в ступу я даже ни разу и не залезала. «Летала» она на веревочках и дымила с помощью сухого льда. Маша и Витя поначалу сидеть в ней очень боялись.

Сейчас на кассетах с «Новогодними приключениями» нет моей фамилии. И на сайте «Ленфильма», рассказывающем о фильме, тоже нет. Это случилось потому, что на студии потеряли мою карточку с фотографиями и кинопробами. Это очень обидно, потому что фильм Усова, несомненно, стал одним из лучших детских фильмов. Он по-другому снимать и не умел.

Отцы-создатели

 

Никого из питерских создателей сказки «Новогодние приключения Маши и Вити» уже нет в живых. Главный режиссер Игорь Усов скончался 11 лет назад, режиссер Геннадий Казанский, который начинал делать пробы, и оператор Семен Иванов тоже не дожили до серебряного юбилея своего детища. Между тем, фильм смотрят все новые и новые поколения детишек. И ни музыка, ни костюмы, ни темы не устарели. Единственный, кто помнит, как работал над фильмом режиссерский состав, это Лидия Духницкая, жена Усова. Она рассказала нам многие доселе неизвестные подробности.

Фильм достался Усову «с чужого плеча». Казанский делал пробы, потому что главным режиссером должен был быть он. Но неожиданно попал в больницу и слезно умолял дирекцию «Ленфильма», чтобы ни в какие другие руки кроме Усова «Приключения» не отдавали. Усов взялся, но сценарий, который изначально был достаточно пресным, ему не понравился. «Я буду делать музыкальный фильм», — заявил Усов и выписал из Москвы Геннадия Гладкова. (Для тех, кто не знает этого замечательного режиссера, поясняем, что все 11 фильмов Усова музыкальные. Среди них и знаменитый «Табачный капитан», и «Мой добрый папа», и сказка в стихах «Веселые сновидения, или Смех сквозь слезы»).

В состав первоначально вошли актеры старой гвардии — Смирнов и Богданова-Чеснокова. Но это сделало бы фильм похожим на известные шедевры Роу, интересные, но уже слегка пропахшие нафталином. Тогда Усов сделал «ход конем» — набрал практически одну молодежь. Интересной была даже массовка, которая танцевала под песни «Диких гитар». Однажды Усов обратил внимание, что Леший-Штиль ведет себя на съемках как-то беспокойно и все время оглядывается. Оказывается, его смешили эти самые актеры, танцующие на заднем плане. Они шептали такие слова и корчили такие рожи, что Штиль находился в постоянном напряжении — как бы не «расколоться». И тогда Усов приказал: играй так, будто ты один, а после съемок мы им дадим по морде.

Курьезов на съемочной площадке было очень много. Самый главный из них — «Новогодние приключения Маши и Вити» целиком были сняты в чужих декорациях. Сказочный лес, доставшийся по наследству от знаменитой «Синей птицы», стал надежным прибежищем Бабы-Яги, Лешего, Кощея и прочей нечисти. Снегурочку играла вообще непрофессиональная актриса. Красавица Ира Борисова — юрист, москвичка. Усов углядел ее на экране, в эпизоде какого-то мюзикла.

Вообще по части открывания новых талантов на «Ленфильме» ему не было равных. Кот Матвей — фактически первая главная роль Михаила Боярского, прославившая его надолго. Усов был очень верным руководителем, он приглашал актеров из картины в картину и обожал их. Практически все герои «Новогодних приключений» перебывали у него дома, на Караванной. Даже премьеру в декабре 1975 года он умолял задержать на несколько дней, чтобы подгадать под седьмой день рождения Наташи Симоновой.

Актеры и коллеги на любовь отвечали ему взаимностью, чего не скажешь о руководстве «Ленфильма». Фактически оно и послужило причиной раннего инсульта режиссера. Усову не давали снять фильм, который он пробивал несколько лет. Обессилев от борьбы и постоянного нервного напряжения, он свалился на пороге своей квартиры, после чего 4 года был частично обездвижен.

Усова не стало в 62. В последние годы его чаще навещали друзья юности. Помощи от «Ленфильма» он практически не получал, только пенсию по инвалидности. Говорят, один раз Лидии Духницкой принесли 40 рублей. Вот, мол, режиссеры собрали. Такая сумма показалась ей просто оскорбительной. Лишь Сокуров, когда Усов скончался, помог вдове, сунув ей личную тысячу на похороны.

Пенсия у Лидии Борисовны, проработавшей на «Ленфильме» 40 лет, тоже маленькая. Квартиру на Караванной вдова продала из-за тяжелого материального положения. Она переехала в новостройки в районе «Пионерской». Никаких отчислений с проката «Новогодних приключений» и с продажи огромного тиража видеокассет ей не поступает. Пробовала поскандалить с «Ленфильмом», но ей ответили, что эти деньги пригодятся на нужды студии. Если бы не она, фотографии со съемок сказки вряд ли бы сохранились. В картотеке студии многое уже уничтожено, в том числе и этот сказочный год жизни, поместившийся у Лидии Борисовны в толстом клеенчатом альбоме.

«Он был большим ребенком», — вздыхает Лидия Борисовна о муже, листая альбом. Она считает, что Усов верил в сказку не меньше Маши и Вити. А снимал детские фильмы потому, что ему было интересно играть вместе с ребятишками. На одной из фотографий Усов запечатлен в ступе Бабы Яги, на лице его такой безудержный восторг, что ни секунды не сомневаешься — сейчас случится чудо и ступа взлетит. У Лидии Борисовны есть мечта: собрать всех, кто принимал участие в съемках «Новогодних приключений» вместе. Сын Усова и Духницкой по стопам родителей не пошел. Он работает на заводе.

Hosted by uCoz